Статья "Использование иконографических материалов и других визуальных изображений для развития устной монологической речи в процессе обучения иностранному языку. (Из опыта работы)".

Сергеева Елена Александровна МАОУ гимназия №6 Статья "Использование иконографических материалов и других визуальных изображений для развития устной монологической речи в процессе обучения иностранному языку. (Из опыта работы)" Использование иконографических материалов и других визуальных изображений для развития устной монологической речи в процессе обучения иностранному языку. (Из опыта работы) В последние годы на различных этапах Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку, от муниципального до заключительного, в качестве задания по устной речи используются так называемые иконографические материалы, то есть фотографии, рисунки, комиксы, карикатуры и другие подобные визуальные материалы. При кажущейся простоте задания – описать предложенный материал, ответить на ряд вопросов и выполнить другие задачи, эти испытания вызывают ряд затруднений, таких как недостаточный набор лексики по данной тематики, трудности в определении основной темы предложенного материала, отсутствия навыка логически выстраивать свою речь, как с точки зрения логики сюжета, так и в связи с недостаточным набором языковых средств не только лексического характера, а также слов – связок, выражений для перехода к другой мысли. Работа по преодолению этих трудностей способствует формированию и развитию самых различных навыков при обучении иностранному языку, и, конечно же, различные виды визуальных средств, какие как фотографии, репродукции произведений искусства, рисунки можно с успехом использовать при обучении иностранному языку для развития как устной, так и письменной речи. Что касается фотографии, то, на первый взгляд, она изображает реальность, как объективную. Но, в то же время, она выражает чувства, вкусы, мысли автора. Фотография, постановочная или сделанная спонтанно, выполнена личностью, которая имеет намерение передать нам свои мысли, чувства, убедить нас в чем- либо, вызвать ту или иную реакцию, в любом случае, установить контакт со зрителем. Если говорить коротко, фотография разговаривает со своими зрителями, и мы должны ей ответить. Цель работы с фотографическим материалом – заставить учеников говорить по теме, затронутой в фотографии. Эту работу можно разделить на несколько частей: 1. Идентифицировать основные элементы фотографии и персонажей, представленных на ней 2. Детально описать фотографию – расположение персонажей и предметов, сравнить их; если фотография цветная, то описать цвета, если черно-белая – представить, какого цвета могут быть предметы, элементы пейзажа. 3. Представить, когда и где может происходить то, что изображено на фотографии, то есть расположить во времени и пространстве данное изображение. 4. Выразить, какие чувства, мысли, воспоминания, ассоциации вызывает данная фотография 5. Аргументировать свое восприятие данного визуального изображения, убедить своих собеседников в правоте вашей точки зрения. Итак, основные этапы работы: - сформулировать свои первые впечатления: что вы видите на фото? - расположить увиденное в пространстве: где происходит действие – в городе, деревне, в какой стране, какой тип местности представлен - определить, когда происходит то, что изображено на фото- эпоха, год, время года, время суток и т.д., какие элементы помогают определить те или иные временные рамки. - идентифицировать персонажей, если такие представлены на фото, определить их возраст, статус, этническую принадлежность, описать внешность, одежду. Некоторую информацию можно предположить, например, профессию или род занятий, их характер, интеллектуальные, психологические, моральные характеристики и т.д. Если персонажей несколько, очень важно определить, какие взаимоотношения существуют между ними – родственные, дружеские, неприязненные, как это передается при помощи визуальных средств, и почему все они присутствуют на данной фотографии. - очень интересно предположить, что существует вне поля зрения того, кто смотрит на фото: что находиться справа и слева от видимого изображения, позади, под или над ним? - определить, что можно было бы услышать (музыку, шум, разговоры персонажей и. д.) или почувствовать (запахи) - если фотография черно-белая, представить не только возможную цветовую гамму, но и оттенки цветов при описании пейзажей, внешности и одежды персонажей. - определить позицию фотографию и ответить на вопросы: кто сделал эту фотографию? С какой целью? Какие отношения могут связывать автора с персонажами и действием, представленным на фото? - определить основную тему данного визуального материала, понять, что заинтересовало автора в данном сюжете, что он хотел передать зрителям. - определить, в каком контексте была сделана эта фотография (путешествие, бытовая сцена, фото к репортажу на определенную тему и т. п.) Конечно, все эти этапы работы с иконографическими материалами, могут быть использованы как комплексно, например, как один из видов контроля устной монологической речи, так и выборочно, на разных этапах урока, например, для речевой зарядки, для организации парной работы или работы в группах, для определения сюжета для дискуссии по изучаемой теме и т. д. Выбор самого визуального материала зависит от возраста учащихся, изучаемой темы, актуальности того или иного изображения, а также интересов самих учеников. Работа с визуальными средствами – это только один из многих приемов развития устной речи, который может разнообразить рутинную работу по формированию соответствующих навыков и повышать интерес учащихся к обучению.